28 октября 2020 года на очередной сессии Архангельского областного Собрания депутатов был рассмотрен в первом чтении законопроект, внесенный избирательной комиссией Архангельской области в порядке законодательной инициативы. Законопроектом предлагается внести ряд изменений в областной закон «О референдуме Архангельской области» от 15 июля 2003 года.

В частности, предлагаемые изменения касаются ряда взаимосвязанных норм, которые предусматривают право участника референдума, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, подать в комиссию референдума заявление о включении в список участников референдума по месту своего нахождения. Применение механизма «мобильный избиратель», возможность которого предусмотрена федеральным законодательством, на состоявшихся в сентябре выборах Губернатора Архангельской области показало, что он является удобным, востребованным и создает дополнительные возможности принять участие в голосовании для жителей области.

Кроме того, с учетом существующих тенденций развития законодательства и рекомендаций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, вводится подробное правовое регулирование информационного обеспечения референдума Архангельской области, включая агитацию по вопросам референдума. Уточняется порядок финансирования кампании референдума, обеспечения гласности в работе комиссий, рассмотрения жалоб и заявлений.

Наиболее дискуссионным оказался вопрос дополнения в статью 5 областного закона, касающегося права граждан голосовать на референдуме по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Архангельской области и НАО.

Указанное изменение связано с тем, что во всех остальных случаях проведения референдума Архангельской области правом на участие в нем обладают все граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Архангельской области. При этом в состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ – государственно-территориальное образование, являющееся субъектом Российской Федерации и одновременно составной частью области, что установлено пунктом 1 статьи 4 Устава Архангельской области.

Таким образом, действующие нормы не учитывают требования Федерального конституционного закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», из которых следует, что вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта подлежит вынесению на отдельные референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. При этом результаты каждого из референдумов в каждом заинтересованном субъекте Российской Федерации определяются отдельно, а правовые последствия зависят от каждого из таких результатов.

В такой ситуации введение механизма «мобильный избиратель» создавало бы неоднозначную ситуацию, требующую от избирательных комиссий дополнительных мер для того, чтобы жители Ненецкого автономного округа не могли быть включены в список участников референдума в Архангельской области, а жители Архангельской области – в НАО. С учетом этого законопроектом предусмотрено, что правом голосовать на референдуме по вопросу об образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения Архангельской области и НАО в соответствии с Федеральным конституционным законом обладают граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту жительства или месту пребывания на территории Архангельской области, за исключением территории Ненецкого автономного округа.

По результатам обсуждения предлагаемых изменений проект областного закона принят в первом чтении.